Дисциплина «Теория и
методика воспитания детей дошкольного возраста» изучается в составе модуля «Теория и методика обучения и воспитания детей дошкольного возраста»
и относится к обязательной части учебного
плана. Дисциплина изучается на 3 курсе, в 5
семестре.
Содержание дисциплины:
Содержание раздела 1 «Теория воспитания детей дошкольного возраста»
Педагогический процесс как единство и взаимосвязь обучения и воспитания. Значение целостного подхода к изучению педагогических явлений и процессов, взаимозависимость цели, содержания, форм, методов и средств педагогической работы.
Принципы построения педагогического процесса: единство решения воспитательных и образовательных задач, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, комфортность обстановки, построение предметно-развивающей среды, взаимосвязь разных видов деятельности.
Модели построения педагогического процесса: учебная: комплексно-тематическая, предметно-средовая. Гуманизация педагогического процесса: общение, ориентированное на личностное своеобразие каждою ребенка; усыновление доверительных партнерских отношений воспитателя с детьми; изменение формы и содержания обучающих занятий; насыщение жизни детей лучшими произведениями классического и современного искусства и детской литературы, ориентирующих на общечеловеческие нравственные ценности; изменение организации предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате; обеспечение свободной самостоятельной деятельности и творчества детей.
Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников.
Учет интересов детей, детской субкультуры. Особенности организации жизни детей в разных возрастных группах в первую и вторую половину дня. Сочетание занятий, игр, продуктивной, самостоятельной деятельности детей, обеспечение достаточной двигательной активности. Связь между занятиями, играми, трудом, объединение их общим содержанием. Применение полученных на занятиях знании в играх, рисовании, лепке и других видах самостоятельной деятельности. Воспитание у ребенка активности, привычки быть занятым. Внимание к интересам, склонностям каждого ребенка.
Цель, задачи и принципы воспитания. Теории воспитания как педагогическая проблема. Общепринятая цель в мировой теории и практике гуманистического воспитания: формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Динамическая ее характеристика. Специфика цели гуманистического воспитания на современном этапе развития общества: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом. Задачи воспитания в образовательной политики России. Субъектная позиция ребенка в процессе воспитания. Особенности педагогического общения в гуманистическом воспитании. Закономерности гуманистического воспитания: ориентация на развитие личности; развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания; чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой; процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом воспитания; саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса; гуманистический образ жизни участников педагогического процесса, соблюдение норм педагогической этики. Принципы гуманистического воспитания: принцип непрерывного общего и профессионального развития личности; принцип природосообразности воспитания; принцип культуросообразности; личностный подход; принцип персонализации педагогического взаимодействия; полисубъектный (диалогический) подход; индивидуально-творческий подход; принцип профессионально-этической взаимоответственности; принцип обучения и воспитания детей в коллективе; принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой, принцип эстетизации детской жизни; принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности; принцип согласованности требований школы, семьи и общественности
Система методов, приемов, средств и форм воспитания
Сущность понятий «методы воспитания», «методический прием», «средства воспитания».
Классификация общих методов воспитания:
-методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);
-методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
-методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
-методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания. Субъектная позиция воспитателя.
Сущность понятия «форма воспитания». Функции форм воспитания: организаторская, регулирующая, информативная. Классификация форм воспитания. Мероприятия, дела, игры (Е.В. Титова). Кратковременные, продолжительные, традиционные формы воспитания. Индивидуальные, групповые, массовые формы воспитания. Формы коллективной творческой деятельности: КТД, чередование традиционных поручений (ЧТД), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и др.
Освоение дошкольниками образовательных областей: «Физическое развитие».
Физическое развитие. Физическое воспитание. Задачи физического развития. Принципы физического воспитания. Средства физического воспитания. Формы физического образования. Понятие здоровье. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Здоровьесберегающие технологии. Безопасность в детском саду.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников
Сущность понятий «социальное развитие», «социальное воспитание», «коммуникация», «коммуникативная культура».
Цель, задачи и содержание социально-коммуникативного воспитания. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в ФГОС ДО. Комплексный процесс усвоения ребенком ценностей, традиций, культуры общества, в котором ему предстоит жить. Отражение социально-коммуникативного развития дошкольников в общих образовательных программах.
Содержание социализации дошкольника в образовательной организации и семье. Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения, семьи, социума в решении задач социального воспитания. Роль дополнительного образования в социально-коммуникативном становлении личности дошкольника. Формы, методы социального воспитания. Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Методологические основы социального развития дошкольников. Психологические основы социального развития. Педагогические основы социального развития дошкольников.
Содержание раздела 2 «Методика воспитания детей дошкольного возраста»
Задачи и содержание физического развития детей дошкольного возраста. История становления методики физического развития и воспитания детей дошкольного возраста. Создание условий для полноценного физического и психического развития ребенка. Значение развивающей среды для физического развития ребенка. Современные технологии физического развития и воспитания детей.
Задачи и содержание воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Современные методы воспитания культуры здоровья у детей: детское экспериментирование, сюжетные игровые ситуации проблемного характера, сюжетно-ролевая игра, дидактические игры. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной. Технологи проектной деятельности. Руководство проектной деятельностью детей.
Задачи и содержание воспитания безопасного поведения в дошкольном возрасте. Принципы проектирования технологий воспитания безопасного поведения. Формы, методы, приемы и средства воспитания безопасного поведения у дошкольников. Организация безопасной среды развития ребенка в дошкольной образовательной организации.
История методики социального воспитания. Концепции социального воспитания (С.А. Козлова, Р.М. Чумичева, Т.Ю. Купач, Л.В. Коломийченко). Создание условий в детском саду для усвоения норм и ценностей культуры. Программы, направленные на социальное воспитание дошкольников: «Я –человек» С.А. Козловой, «Я, ты, мы» О. Князевой, Р.Б. Стеркиной, «Дружные ребята» под ред. Р.С. Буре, «Наследие» под ред. М. Новицкой и др. Задачи и содержание социального воспитания. Методы социального воспитания.
Сенсорная культура и умственное развитие детей. Особенности систем сенсорного воспитания Ф. Фребеля, М. Монтессори, Е.И. Тихеевой. Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике. Условия сенсорного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды сенсорного развития ребенка. Методы сенсорного воспитания дошкольников.
История становления методики развития, воспитания и обучения детей в игре. Понимание феномена детской игры. Режиссерские игры. Игры с правилами. Театрализованные игры дошкольников.
Особенности творческой ролевой игры детей. Задачи, содержание развития, воспитания и обучения детей в игре. Современные технологии развития, воспитания и обучения детей в игре.
Воспитание культуры поведения в истории отечественной педагогики. Проблема воспитания культуры поведения в исследованиях отечественных ученых (С.В. Петерина, В.Н. Нечаева, В.А. Горбачева, Р.С. Буре и др.) Задачи, содержание воспитания культуры общения, поведения и деятельности в дошкольном возрасте. Особенности воспитания культуры общения в дошкольном возрасте. Особенности воспитания культуры деятельности у детей дошкольного возраста.
История становления методики развития, воспитания и обучения детей в игре. Понимание феномена детской игры. Режиссерские игры. Игры с правилами. Театрализованные игры дошкольников. Особенности творческой ролевой игры детей. Задачи, содержание развития, воспитания и обучения детей в игре. Современные технологии развития, воспитания и обучения детей в игре.
История становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста ь (Е.И. Тихеева, В.Г. Нечаева, В.И. Логинова, Н.Г. Лоран, А.Д. Шатова и др.) Задачи и содержание трудового воспитания и обучения дошкольников. Современные технологии трудового воспитания дошкольников (М.В. Крулехт). Формы трудового воспитания.
История становления методики развития речи дошкольников. Вклад К.Д. Ушинского, Е.Н. Водовозовой, Е.И. Техеевой, Е.А. Флериной в методику развития речи детей. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Специфика задач развития речи детей. Формы развития связной речи. Монологическая, диалогическая и полилогическая речь. Содержание развития речи дошкольника. Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста.
Инновационные технологии обучения детей раннего и дошкольного возраста. Педагогическая инновация – целенаправленное изменение, вносящее в образовательное пространство стабильные элементы (новшества) улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Классификация и характеристика инновационных технологий обучения детей раннего и дошкольного возраста (Л.А. Парамонова, Г.С. Альтшулер и др.). Личностно-ориентированные технологии. Технологии исследовательской деятельности. Детское экспериментирование. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании.
Значение экспериментирования в развитии личности ребенка. Экспериментирование – основной вид ориентировочно-исследовательской деятельности. Типы мыслительной деятельности и виды ориентировочно-исследовательской деятельности (Н.Н. Поддъяков). Создание условий в ДОУ для детского экспериментирования. Методика развития деятельности экспериментирования. Особенности овладения моделированием в дошкольном возрасте. Генезис моделирования в дошкольном возрасте. Материальные и идеальные модели, их назначение. Влияние модели на освоение содержания образования. Методика развития моделирования у дошкольников, подходы к развитию действий моделировани (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Дж. Брунер, П.Я. Гальперин и др.). Игры и упражнения для развития действий моделирования.
- Преподаватель: Юлия Ширяева