Теоретические основы использования образовательных
технологий подготовки обучающихся
Представление и технологии как педагогической категории. Качественное
своеобразие технологий педагогики. Смыслы понятий «педагогическая технология»,
«образовательная технология», «технология обучения», «технологический подход».
Педагогические понятия, значимые для разработки и применения образовательных
технологий. Образовательные цели, задачи в соотношении с результатами предметной
подготовки обучающихся и их диагностичность. Виды образовательных результатов –
знания, умения (способы действия), ценностно-смысловые отношения, опыт творческой
деятельности; готовность, компетентность, качество личности. Способы технологического
описания образовательного процесса. Технологическая схема. Технологическая карта.
Общая характеристика таксономии целей в контексте технологического подхода к
предметной подготовке обучающихся. Алгоритмы формулирования технологическиориентированных целей предметной подготовки обучающихся. Образовательные
технологии как педагогический инструментарий достижения планируемых результатов
предметной подготовки обучающихся. Качественные характеристики или атрибуты
образовательной технологии – психолого-педагогическая обоснованность,
воспроизводимость, гарантированность результата. Многообразие образовательных
технологий предметной подготовки обучающихся. Виды технологий в зависимости от
формулировки целей, на достижение которых они ориентированы. Вариативные
классификации образовательных технологий. Классы образовательных технологий в
соответствии с их педагогическими функциями, востребованными в современной
образовательной практике. Интерактивные образовательные технологии (группового
взаимодействия, сопровождения индивидуальной работы, проективной работы).
Подготовлено в системе 1С:Университет (000019117)
Рефлексивные образовательные технологии (рефлексии эмоционального состояния,
интеллектуальные рефлексии, рефлексии деятельности, рефлексии содержания учебного
материала). Развивающие образовательные технологии (проблемно-диалоговая,
проектная, исследовательская, сотрудничества, уровневой дифференциации, решения
учебных ситуаций,). Эвристические технологии (мозгового штурма, смыслового и
символического видения, инверсии, технология «Если бы…»). Компьютерные технологии
(мультимедиа-технологии, интернет-технология, технология работы с гипертекстовым
учебником). Технологии электронного обучения (дистанционное обучение, обучение в
сетевых сообществах, использование ЭОР, обучение в режиме виртуального присутствия).
Содержание раздела 2. Прикладные аспекты использования образовательных
технологий подготовки обучающихся
Технология учебного занятия. Актуальность применения определенных
образовательных технологий на учебном занятии. Приоритетные управленческие функции
образовательных технологий – координационно-интерпретационная, регулятивная,
процессуальная. Выбор и реализация образовательных технологий. Технология учебного
занятия. Традиционное учебное занятие. Общепризнанные формы учебного занятия в
общем (школьном), среднем профессиональном и вузовском образовании.
Проектирование учебного занятия как технология. Педагогическая экспертиза учебного
занятия.
Урок как традиционная форма учебного занятия в общеобразовательной школе и
среднем профессиональном образовании. Традиционные и нетрадиционные типы урока.
Проектирование урока с использованием развивающих технологий – проблемнодиалоговой, проектной, исследовательской, сотрудничества, уровневой дифференциации,
решения учебных ситуаций, а также компьютерных технологий.
Лекция, лабораторное занятие, практическое занятие, семинар как традиционные
формы учебного занятия в высшем профессиональном образовании. Инновационные
формы вузовских учебных занятий – лекция вдвоем, лекция-беседа, лекция с
запланированными ошибками, лекция-визуализация; семинар-учебная дискуссия,
семинар-анализ конкретной ситуации, семинар-анализ конкретной ситуации, семинаррешение ситуативной задачи. Их проектирование для обучающихся вуза с
использованием интерактивных и компьютерных технологий, технологий развивающего
обучения.
Педагогическая экспертиза школьного урока, урока в организациях среднего
профессионального образования, а также вузовского учебного занятия на основе анализа
способов организации познавательной деятельности обучаемых с применением
образовательных технологий для достижения планируемых результатов предметной
подготовки.