Актуальность. Процесс обращения к культурным истокам, постижения духовных смыслов. В связи с этим перед педагогами Мордовии стоит важная задача – приобщить подрастающее поколение к духовно-нравственным ценностям музыкального искусства и культуры православия. Духовная культура – это не что иное, как комплекс духовных ценностей, которые  используются для развития сущностных сил человека. Методологический аспект воспитания духовности педагога и музыканта заключен в теории формирования ценностей. Изучение феномена музыкального искусства православия в контексте методологических позиций и основополагающих идей русской нравственной философии будет способствовать процессу качественного изменения подготовки будущих учителей музыки XXI века.

  • Музыкально-певческое искусство русского православия является одним из важнейших пластов не только отечественной, но и мировой художественной  культуры. Выражая стремление русского человека к духовной красоте и гармонии, возвышая его чувства и помыслы на протяжении многих веков, оно рассматривается в отечественной музыкальной педагогике как действенное средство воспитания подрастающих поколений.

Воспитание одухотворенной и нравственной личности в современном обществе – чрезвычайно трудная задача. Проблематичным стало и то, как сегодня уберечь молодежь от тлетворного влияния массовой культуры, от негативной информационной среды. Именно возвышенный потенциал культуры прошлого, как духовной, так и светской, оказывается зачастую невостребованным. Он перестает действовать, когда мы перестаем прокладывать к нему пути для детских сердец, ожидая своего раскрытия.

Одним из направлений модернизации и реформирования современной системы образования является обновление содержания образовательного процесса, внедрение инновационных подходов и технологий, учитывая богатейшее наследие русской научной мысли, шедевры музыкальной культуры России, традиции православного Бытия. Культура России сформировалась под воздействием религиозных взглядов и устоев, составляющих важнейшие области социально-гуманитарного знания. На сегодняшний день ясно представляется, что без их знания невозможно адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно гуманитарных.

Музыкальное искусство Православия  представляет собой ядро традиционной российской культуры и тесно связано с национальными культурами многих народов России,  в их историческом развитии и современном состоянии. Процесс приобщения молодежи и подрастающего поколения к христианским культурным ценностям играет общенациональную значимость и является необходимым фактором для формирования нравственного облика личности.

Изучение музыкально-певческого искусства православия с опорой на основные концепции русской нравственной философии будет способствовать обогащению и развитию сущностных сил и качеств личности, этико-философскому осмыслению феномена русской духовной музыки, накоплению опыта новых музыкальных интонаций; приобретению специфических навыков исполнения (пения) хоровых произведений.

Дополнительная образовательная программа «Музыкальное искусство православия в общеобразовательной школе» учитывает специфику региона и нехватку православных педагогов, которые могли бы профессионально вести обучение подрастающего поколения,  а также повысить уровень музыкальной подготовки и культуры. Изучение музыкального искусства православия в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не требует от слушателей религиозной самоидентификации и не препятствует их свободному мировоззренческому или конфессиональному самоопределению, не преследует в качестве образовательной цели вовлечение слушателей в религиозные организации;  включает в себя цель – привить любовь и уважение к истокам православной музыкальной культуры; сформировать систему знаний в области становления и развития музыкально-певческого искусства на богатейшем хоровом и философском наследии православной культуры; навыки исполнения хоровых произведений и методов философского анализа феномена русской духовной музыки; формирование основ музыкальной православной культуры в ходе изучения хоровых произведений искусства православия, основанного на христианских традициях и ценностях, воспитание духовной культуры студентов, музыкальной культуры как неотъемлемой ее части, где возвышенное содержание искусства православия дается в богатстве его форм и жанров, художественных направлений. Программа нацелена на подготовку педагога-музыканта к профессиональной деятельности в условиях современной школы XXI в., адекватному восприятию-пониманию, этико-философской оценке произведений искусства православия (священная литература и певческая традиция, хоровые произведения композиторов, иконопись, архитектура), формирование системы знаний и понятий о феномене музыки русского православия, овладение научной терминологией и принципами анализа хоровых произведений; пробуждение интереса к проблемам теории и практики музыкального искусства православия, подготовка студентов (слушателей) к глубокому самостоятельному освоению программы.

Задачи дисциплины:

воспитание интереса к истокам музыкальной культуры православия, желания осваивать самостоятельно эту область функционирующего искусства в современном социуме;

дать знания об истоках, сущности и специфике музыкального искусства православия, функционирующего в системе религиозного культа («синтез искусств» П. Флоренский); познакомить с основными понятиями и терминами, содержанием русской духовной музыки, этапами ее становления и развития;

познакомить с жанрами и формами русской духовной музыки, их использованием в культовой практике и концертной деятельности;

–формировать осмысленное отношение к музыкальному искусству православия, дать знания о национальном своеобразии нравственной и этической мысли в России, для глубокого постижения произведений искусства;

познакомить с методикой изучения и анализа произведений духовных жанров русских композиторов;

познакомить с основными методическими приемами вокального исполнения произведений музыкального искусства православия;

формировать комплекс знаний и умений, обеспечивающих слушателям возможность реализации в практической деятельности эмоционально-нравственного восприятия и навыков вокального исполнения хоровых произведений;

–формировать навыки работы с научной и методической литературой; с действующими программами и учебно-методическими пособиями, ресурсами Internet.

После прохождения  й программе слушатель должен  иметь представление:

ü     об истоках, истории, этапах становления и развития музыкального искусства православия;

ü     об основных литургических жанрах, формах и стилях певческого искусства, направлениях и школах;

ü     о различии православной и католической певческих традиций;

ü     о разных подходах к изучению и анализу текста (евангельского Слова) музыкального произведения;

знать:

·    истоки, сущность и специфику певческого искусства Руси (XIXX в. в);

·    основные этапы становления и развития музыки православия;

·        жанры и формы духовной музыки;

·   методы и приемы культурологического, психолого-педагогического и философского анализа музыкального искусства православия и исполнительской (хоровой) интерпретации литургических произведений;

·        закономерности бытования православной и католических певческих традиций;

·        основные черты и особенности русской нравственной  философии; музыковедческие и этико-эстетические категории, понятия и термины, принятые наукой о феномене русской духовной музыки;

·        творческую деятельность русских композиторов в системе православной культуры; методику освоения элементов православного искусства.

уметь:

·    переживать - познавать музыкальное искусство православия;

·    анализировать и исполнять хоровые произведения духовных жанров;

·        в ходе разучивания произведений работать над образностью и выразительностью исполнения, вокально-хоровыми навыками, тембровыми характеристиками, спецификой исполнения, особой манерой пения, многоголосием;

·        организовать процесс слушания произведений духовной музыки композиторов, творческих хоровых коллективов и др.

·     работать с философскими источниками, ориентироваться в основополагающих концепциях русской нравственной философии;

·    осуществлять этико-эстетический и музыкально-теоретический (вокально-хоровой) анализ литургических произведений с учетом их жанровой принадлежности;

·    обосновывать исполнительскую интерпретацию произведений разных жанров; обозначать место, роль и значение духовной музыки в системе православного культа и ее соотношение с другими видами религиозного искусства (литературой, иконописью, архитектурой и пр.).

·    давать объективную оценку произведениям музыкального искусства православия;

·    выражать собственное мнение об эстетической ценности произведения, в том числе в жанре рецензии и эссе;

·    применять инновационные подходы к изучению хоровых произведений литургических жанров музыкального искусства православия (концертные выступления, выполнение презентаций, использование Интернет-ресурсов).

Учебная программа состоит из 3-х разделов. Первый раздел предусматривает анализ сущности и специфики музыкально-певческого искусства православия. Второй раздел посвящен философскому осмыслению феномена музыкального наследия православной ориентации в свете идей русской нравственной философии, третий раздел рассматривает методику освоения литургического искусства в образовательной и художественно-творческой деятельности педагога-музыканта.

Данная дополнительная общеобразовательная программа завершается зачётом, включающим: 1) исполнение музыкального произведения классического репертуара; 2) творческое преобразование музыкально-эстрадного материала (аранжировка или стилевая импровизация). Учитывая различное качество подготовленности слушателей возможно варьирование уровня сложности исполняемых произведений.