«Основы дирижирования»

 

1. Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование

2. Профиль подготовки: Музыка

3. Форма обучения: Заочная

4. Цель и задачи дисциплины:

Цель изучения дисциплины – заключается в передаче студентам знаний основ теории и освоения навыков хорового дирижирования; формировании способности их применения в музыкально-образовательной практике, реализующей учебную и внеучебную вокально-

хоровую деятельность обучающихся.

Задачи дисциплины:

- формирование образного мышления, развитие музыкальных и творческих способностей

бакалавров, включая умение публичной их реализации;

- формирование знания теоретических основ реализации различных видов музыкально-

исполнительской деятельности дирижера;

- формирование умения трактовать образно-драматургическое содержание хоровых произведений и реализовывать их учебное аннотирование, в опоре на адекватную интерпретацию оригинального авторского замысла;

- освоение методов изучения хоровых произведений посредством инструментального и вокального исполнения их партитур;

- формирование умения определять дирижерскую модель воплощения художественной идеи хорового произведения;

-    формирование    умения    определять    музыкально-педагогический    потенциал   хорового произведения, выявляющий возможность его применения в учебной и внеучебной вокально-

хоровой деятельности обучающихся;

- формирование профессионально значимого отношения бакалавров к дирижерско-хоровой деятельности и вокально-хоровому искусству.

4. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО

«основы дирижирования» относится к вариативной части учебного плана.

 

Дисциплина изучается на 1, 2, 3, 4, 5 курсах, в 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 14, 15 триместрах.

 

Для изучения дисциплины требуется: актуализация существующих знаний и умений в сфере вокально-хорового и иных видов музыкального исполнительства

Освоение дисциплины «Дирижирование» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин (практик):

Сольфеджио;

Хоровой класс и практика работы с хором; Вокальная подготовка;

Музыкально-инструментальная подготовка;

Теория, методика и технологии музыкального образования; Музыкально-теоретическая подготовка;

Хороведение.

Область      профессиональной     деятельности,     на     которую      ориентирует                    дисциплина

«Дирижирование», включает: образование, социальную сферу, культуру.

Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной

деятельности:

-   обучение;

-   воспитание;

-   развитие;

-   просвещение;

-   образовательные системы.

В процессе изучения дисциплины студент готовится к видам профессиональной деятельности и решению профессиональных задач, предусмотренных ФГОС ВО и учебным планом.

– воспитание;

 

– развитие.

 

В процессе изучения дисциплины студент готовится к видам профессиональной деятельности и решению профессиональных задач, предусмотренных ФГОС ВО и учебным планом.

 

6. Содержание дисциплины

Содержание модулей дисциплины

Содержание дисциплины представлено в модулях, имеющих следующее наполнение:

Модуль 1.

Постановка дирижерского аппарата. Ауфтакт. Простые 2-х и 3-х дольные сетки тактирования. Штрихи.

Модуль 2.

Простые 2-х и 3-х дольные сетки тактирования. Ритм. Простая 4-х дольная сетка тактирования. Темп.

Модуль 3.

Простая 4-х дольная сетка тактирования.

Модуль 4.

Простая 4-х дольная сетка тактирования. Динамика. Вступления на неполные метрические доли такта.

Модуль 5.

Вступления на неполные метрические доли такта. Пунктирный ритм.

Модуль 6.

Вступления на неполные метрические доли такта. Агогика. Дирижерская сетка тактирования равнозначная сложному 6-и дольному метру.

Модуль 7.

Дирижерские сетки тактирования равнозначные сложным 9-и и 12-и дольным метрам.

Модуль 8.

Дирижерские сетки тактирования равнозначные сложным 6-и, 9-и, 12-и дольным метрам. Фермата. Дирижерские сетки равнозначные смешанному 5-и дольному тактовому метру.

Модуль 9.

Дирижерские сетки равнозначные смешанному 5-и дольному тактовому метру. Особые виды подвижной динамики.

Модуль 10.

Дирижерские сетки равнозначные смешанному 5-и дольному тактовому метру. Динамика: sf и sP. Дирижирование по укрупненной сетке тактирования на «два».

Модуль 11.

Дирижирование по укрупненной сетке тактирования на «три» и на «четыре».

Модуль 12.

Дирижирование по укрупненной сетке тактирования с удлиненной счетной долей. Дирижирование в очень медленном и быстром темпах.

Модуль 13.

Приемы дирижирования темпа Rubato.

Модуль 14.

Сопоставление контрастных темпов в дирижировании. Хоровые произведения крупной формы.

Модуль 15.

Хоровые произведения крупной формы.

Модуль 16.

Хоровые произведения крупной формы.

Модуль 17.

Методика подбора репертуара для хорового коллектива.

Модуль 18.

Методические основы репетиционной деятельности с хором.

Модуль 19.

Учебно-концертная репетиционная деятельность дирижера.

Модуль 20.

Учебно-концертная репетиционная и концертно-исполнительская деятельность дирижера.

7. Требования к результатам освоения дисциплины:

 

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК) в соответствии с видами деятельности:

ПК-1. готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов

 

педагогическая деятельность

 

ПК-1 готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов

знать:

- требования Федерального образовательного стандарта начального / основного / среднего общего образования и возможности их удовлетворения посредством хоровой деятельности обучающихся;

- ведущие закономерности реализации техники дирижирования в хоровом исполнительстве;

- структуру и содержание учебного аннотирования хорового произведения;

уметь:

- ведущими умениями дирижерского воплощения произведений хорового искусства;

- исполнять вокально и на фортепиано хоровые партитуры, передавая особенности звучания певческих голосов;

- осуществлять музыкально-педагогический анализ хорового произведения;

владеть:

- основами методики работы с хором по организации репетиционной и концертной деятельности;

- музыкальным терминологическим аппаратом,

- литературно-образной публичной речью.

 

ПК-3. способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

 

педагогическая деятельность

 

ПК-3 способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

знать:

- основы дирижерско-хоровой деятельности, с учетом особенностей сфер профессионального функционирования педагога-музыканта (учителя музыки, музыкального руководителя ДОУ);

- методы моделирования хорового звучания, поиска соответствия дирижерского жеста образному содержанию произведения;

- закономерности трактовки образно-драматургической концепции вокально-хоровых произведений и интерпретации их художественно-эмоционального содержания;

уметь:

- реализовывать ведущие приемы техники дирижирования и применять их в исполнении конкретных хоровых произведений;

- трактовать образно-драматургическую концепцию вокально-хоровых произведений и интерпретировать их художественно-эмоциональное содержание;

- методикой комплексного учебного аннотирования хоровых произведений;

владеть:

- дирижерско-исполнительскими и вокально-хоровыми умениями и навыками;

- определять в хоровом произведении потенциал для решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся.

 

8. Общая трудоемкость дисциплины составляет 16 зачетных единиц.

9. Разработчики:

МГПУ им. М. Е. Евсевьева, кафедра музыкального образования и методики преподавания музыки, Грязнова Т. М. , доцент, Чинякова Н. И., доцент