«Основы дирижирования»
1. Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование
2. Профиль подготовки: Музыка
3. Форма обучения: Заочная
4. Цель и задачи дисциплины:
Цель изучения дисциплины – заключается в передаче студентам знаний основ теории и освоения навыков хорового дирижирования; формировании способности их применения в музыкально-образовательной практике, реализующей учебную и внеучебную вокально- хоровую деятельность обучающихся. |
Задачи дисциплины: |
- формирование образного мышления, развитие музыкальных и творческих способностей бакалавров, включая умение публичной их реализации; |
- формирование знания теоретических основ реализации различных видов музыкально- исполнительской деятельности дирижера; |
- формирование умения трактовать образно-драматургическое содержание хоровых произведений и реализовывать их учебное аннотирование, в опоре на адекватную интерпретацию оригинального авторского замысла; |
- освоение методов изучения хоровых произведений посредством инструментального и вокального исполнения их партитур; |
- формирование умения определять дирижерскую модель воплощения художественной идеи хорового произведения; |
- формирование умения определять музыкально-педагогический потенциал хорового произведения, выявляющий возможность его применения в учебной и внеучебной вокально- хоровой деятельности обучающихся; |
- формирование профессионально значимого отношения бакалавров к дирижерско-хоровой деятельности и вокально-хоровому искусству. |
4. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО
«основы дирижирования» относится к вариативной части учебного плана. |
|
Дисциплина изучается на 1, 2, 3, 4, 5 курсах, в 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 14, 15 триместрах. |
|
Для изучения дисциплины требуется: актуализация существующих знаний и умений в сфере вокально-хорового и иных видов музыкального исполнительства |
|
Освоение дисциплины «Дирижирование» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин (практик): |
|
Сольфеджио; Хоровой класс и практика работы с хором; Вокальная подготовка; Музыкально-инструментальная подготовка; Теория, методика и технологии музыкального образования; Музыкально-теоретическая подготовка; Хороведение. |
|
Область профессиональной деятельности, на которую ориентирует дисциплина «Дирижирование», включает: образование, социальную сферу, культуру. |
|
Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности: - обучение; - воспитание; - развитие; - просвещение; - образовательные системы. |
|
В процессе изучения дисциплины студент готовится к видам профессиональной деятельности и решению профессиональных задач, предусмотренных ФГОС ВО и учебным планом. |
|
– воспитание; |
|
– развитие. |
|
В процессе изучения дисциплины студент готовится к видам профессиональной деятельности и решению профессиональных задач, предусмотренных ФГОС ВО и учебным планом. |
|
6. Содержание дисциплины
Содержание модулей дисциплины
Содержание дисциплины представлено в модулях, имеющих следующее наполнение: Модуль 1. |
Постановка дирижерского аппарата. Ауфтакт. Простые 2-х и 3-х дольные сетки тактирования. Штрихи. |
Модуль 2. |
Простые 2-х и 3-х дольные сетки тактирования. Ритм. Простая 4-х дольная сетка тактирования. Темп. |
Модуль 3. |
Простая 4-х дольная сетка тактирования. |
Модуль 4. |
Простая 4-х дольная сетка тактирования. Динамика. Вступления на неполные метрические доли такта. |
Модуль 5. |
Вступления на неполные метрические доли такта. Пунктирный ритм. |
Модуль 6. |
Вступления на неполные метрические доли такта. Агогика. Дирижерская сетка тактирования равнозначная сложному 6-и дольному метру. |
Модуль 7. |
Дирижерские сетки тактирования равнозначные сложным 9-и и 12-и дольным метрам. |
Модуль 8. |
Дирижерские сетки тактирования равнозначные сложным 6-и, 9-и, 12-и дольным метрам. Фермата. Дирижерские сетки равнозначные смешанному 5-и дольному тактовому метру. |
Модуль 9. |
Дирижерские сетки равнозначные смешанному 5-и дольному тактовому метру. Особые виды подвижной динамики. |
Модуль 10. |
Дирижерские сетки равнозначные смешанному 5-и дольному тактовому метру. Динамика: sf и sP. Дирижирование по укрупненной сетке тактирования на «два». |
Модуль 11. |
Дирижирование по укрупненной сетке тактирования на «три» и на «четыре». |
Модуль 12. |
Дирижирование по укрупненной сетке тактирования с удлиненной счетной долей. Дирижирование в очень медленном и быстром темпах. |
Модуль 13. |
Приемы дирижирования темпа Rubato. |
Модуль 14. |
Сопоставление контрастных темпов в дирижировании. Хоровые произведения крупной формы. |
Модуль 15. |
Хоровые произведения крупной формы. |
Модуль 16. |
Хоровые произведения крупной формы. |
Модуль 17. |
Методика подбора репертуара для хорового коллектива. |
Модуль 18. |
Методические основы репетиционной деятельности с хором. |
Модуль 19. |
Учебно-концертная репетиционная деятельность дирижера. |
Модуль 20. |
Учебно-концертная репетиционная и концертно-исполнительская деятельность дирижера. |
7. Требования к результатам освоения дисциплины:
|
||
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК) в соответствии с видами деятельности: |
||
ПК-1. готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов |
|
|
педагогическая деятельность |
|
|
ПК-1 готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов |
знать: - требования Федерального образовательного стандарта начального / основного / среднего общего образования и возможности их удовлетворения посредством хоровой деятельности обучающихся; - ведущие закономерности реализации техники дирижирования в хоровом исполнительстве; - структуру и содержание учебного аннотирования хорового произведения; уметь: - ведущими умениями дирижерского воплощения произведений хорового искусства; - исполнять вокально и на фортепиано хоровые партитуры, передавая особенности звучания певческих голосов; - осуществлять музыкально-педагогический анализ хорового произведения; владеть: - основами методики работы с хором по организации репетиционной и концертной деятельности; - музыкальным терминологическим аппаратом, - литературно-образной публичной речью. |
|
ПК-3. способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности |
|
|
педагогическая деятельность |
|
|
ПК-3 способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности |
знать: - основы дирижерско-хоровой деятельности, с учетом особенностей сфер профессионального функционирования педагога-музыканта (учителя музыки, музыкального руководителя ДОУ); - методы моделирования хорового звучания, поиска соответствия дирижерского жеста образному содержанию произведения; - закономерности трактовки образно-драматургической концепции вокально-хоровых произведений и интерпретации их художественно-эмоционального содержания; уметь: - реализовывать ведущие приемы техники дирижирования и применять их в исполнении конкретных хоровых произведений; - трактовать образно-драматургическую концепцию вокально-хоровых произведений и интерпретировать их художественно-эмоциональное содержание; - методикой комплексного учебного аннотирования хоровых произведений; владеть: - дирижерско-исполнительскими и вокально-хоровыми умениями и навыками; - определять в хоровом произведении потенциал для решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся. |
|
8. Общая трудоемкость дисциплины составляет 16 зачетных единиц.
9. Разработчики:
МГПУ им. М. Е. Евсевьева, кафедра музыкального образования и методики преподавания музыки, Грязнова Т. М. , доцент, Чинякова Н. И., доцент
- Преподаватель: Татьяна Грязнова